Цена обучения
Новости
Автошкола
Контакты
Записаться на обучение

ПОУ Ефремовская АШ ООГО ДОСААФ России

 
ПОУ Ефремовская АШ ООГО ДОСААФ России г. Ефремов, ул. Ленинградская д.101, тел. (48741) 4-17-10; 4-14-62; 4-12-70.Е-mail:dosaaf-efremov@mail.ru
   

Наша автошкола

Программа подготовки кат. "СЕ"


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CЕ" (далее - Рабочая программа) разработана на основе Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CЕ", утвержденной приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 26 декабря 2013 г. N 1408в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Программа включает в себя требования к результатам ее освоения, структуре и содержанию подготовки, а также условиям ее реализации.

Требования к результатам освоения Рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «СЕ». В требованиях к результатам освоения Рабочей программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт.

Структура и содержание Рабочей программы представлены рабочим учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Рабочей программы, условиями реализации Рабочей программы, системой оценки результатов освоения Рабочей программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Рабочей программы.

Рабочий учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

          Специальный цикл включает учебные предметы:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CЕ" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "CЕ";

"Вождение транспортных средств категории "CЕ" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)".

Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).

Требования к условиям реализации Рабочей программы содержат требования к организационно-педагогическому, кадровому, информационно-методическому и материально-техническому обеспечению. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Рабочей программы.

            Требования к организационно-педагогическому обеспечению:

Организационно-педагогические условия должны обеспечивать реализацию Рабочей программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), а при обучении практическому обучению вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия. Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных учебных кабинетах с использованием методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебного оборудования для подготовки водителей транспортных средств (приложение 3).

В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь при ДТП» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Практическое обучение по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» проводится на учебном транспортном средстве.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах (приложение 2).

К обучению практическому вождению на условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил  дорожного движения.

Обучение практическому вождению проводится на транспортном средстве оборудованном дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство", тренажерах (при их наличии), учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей подготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

На обучение вождению отводится 24 астрономических часа на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

Оценка результатов освоения Рабочей программы

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность (приложение 4).

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CЕ" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "CЕ";

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "CЕ" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "CЕ" в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.

Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных экзаменов.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:

Преподаватели учебных предметов «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», "Психофизиологические основы деятельности водителя", «Организации и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» и «Основы управления транспортными средствами» должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Занятия по учебному предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

Мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории, подкатегории.

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.

Требования к информационно-методическому обеспечению включают:

учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия;

календарный учебный график разрабатывается для обеспечения наилучшей последовательности при изучении отдельных тем различных предметов в зависимости от возможностей образовательного учреждения. Он является основным исходным документом для составления сводного расписания занятий на неделю.

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки - учебно-методические пособия, частные методики, конспекты лекций, различные дидактические материалы, методические рекомендации и т. д. Методические разработки, создаваемые по всем темам программы обучения, являются для обучающих основным консультативным документом при составлении плана занятий.

расписание занятий учебной группы - составляется преподавателем на неделю в строгом соответствии со сводным расписанием занятий на неделю и временем, указанным в распорядке дня. В нём проставляются дни недели, даты, время проведения занятий. По каждому предмету пишутся номера тем, занятий, упражнений и полные их названия. Проставляются также фамилии и инициалы руководителей занятий.

Требования к материально-техническому обеспечению(приложение 2).

Право образовательного учреждения, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

  • изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;
  • увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение первоначальному и практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;
  • организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Данная рабочая программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Водитель транспортного средства категории «СЕ» должен знать:

Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

основы безопасного управления транспортными средствами;

цели и задачи управления системами "водитель-автомобиль-дорога" и "водитель-автомобиль";

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

порядок вызова аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;

правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;

современные рекомендации по оказанию первой помощи;

методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

Водитель транспортного средства категории «СЕ» должен уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;

соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);

управлять своим эмоциональным состоянием;

конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);

устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);

обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;

использовать зеркала заднего вида при маневрировании;

прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);

своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).

СТРУКТУРА И СОДЕРДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Подготовки водителей транспортных средств категории «СЕ»

Таблица 1

Учебные предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Учебные предметы специального цикла

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CE" как объектов управления.

6

3

3

Основы управления транспортными средствами категории "CE".

6

3

3

Вождение транспортных средств категории "CE" (для транспортных средств с механической либо автоматической трансмиссией) <1>

24

-

24

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен

4

2

2

Итого

40

8

32

<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

1. Специальный цикл Рабочей программы.

1.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CE" как объектов управления".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Устройство транспортных средств

Общее устройство прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств

2

2

-

Итого по разделу

2

2

-

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств

1

1

-

Подготовка автопоезда к движению <1>

3

-

3

Итого по разделу

4

1

3

Итого

6

3

3

<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.

Качество усвоения материала по учебному предмету оценивается преподавателем по итогам промежуточной аттестации.

Раздел1. Устройство транспортных средств.

Тема 1.Общее устройство прицепов (2 часа)

Занятие 1 ( теоретическое 2 часа)Классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О3, общее устройство прицепа, виды подвесок, применяемых на прицепах, назначение и устройство рабочей тормозной системы прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки, способы фиксации страховочных тросов (цепей), неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.

Раздел 2. Техническое обслуживание.

Тема1. Техническое обслуживание прицепов (1 час)

Занятие (теоретическое 1 час) виды и периодичность технического обслуживания прицепов, контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание прицепов, подготовка прицепа к техническому осмотру.

Тема2. Подготовка автопоезда к движению(3 часа)

Занятие 1 ( практическое 1 час)Проверка наличия смазки в механизме узла сцепки,

Занятие 2 (практическое 1 час)Проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес, проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей),

Занятие 3 ( практическое 1 час)Проверка работы внешних световых приборов прицепа.

1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами категории "CE".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 3

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях

3

2

1

Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях

3

1

2

Итого

6

3

3

Тема 1.Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях ( 3 часа)

Занятие1 ( теоретическое 2 часа)Причины возникновения поперечных колебаний прицепа во время автопоезда; управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде; маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве; управление автопоездом при движении задним ходом; предотвращение "складывания" автопоезда при движении задним ходом; обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления автопоезда в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого груза; особенности управления автоцистерной.

Занятие 2 ( практическое 1 час)  Решение ситуационных задач.

Тема 2.Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях(3 часа)

 Занятие 1 (теоретическое 1 час)Причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении; причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной скорости на входе автопоезда в поворот.

Занятие 2 ( практическое 2 часа)Решение ситуационных задач.

1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "CE".

Распределение учебных часов по разделам и темам.

Таблица 4

Наименование заданий

Количество часов практического обучения

Первоначальное обучение вождению

Приемы управления транспортным автопоездом

5

Управление автопоездом в ограниченных проездах

7

Итого по разделу

12

Обучение вождению в условиях дорожного движения

Вождение по учебным маршрутам <1>

12

Итого по разделу

12

Итого

24

<1> Для выполнения задания учебной организацией разрабатываются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.

Раздел1. Первоначальное обучение вождению.

Тема 1.Приемы управления автопоездом (5 часов)

Занятие 1(практическое 1 час)Подготовка к выезду, сцепка автопоезда, проверка технического состояния автопоезда,

Занятие 2 ( практическое 2 часа)Начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения; начало движения, движение с поворотами направо, налево и разворотом для движения в обратном направлении; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка;

Занятие 3 (практическое 2 часа)Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, расцепка автопоезда.

Тема 2.Управление автопоездом в ограниченных проездах (7часов)

Занятие 1( практическое 1 час) Повороты налево и направо на 90 градусов при ограниченной ширине полосы движения (при движении вперед);

Занятие 2 ( практическое 2 часа)Начало движения задним ходом, въезд в "габаритный коридор" с поворотом на 90 градусов направо (налево), движение в "габаритном коридоре",

Занятие 3 ( практическое 2 часа)Подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы (ряду стоек), остановка перед имитатором погрузочной платформы, выезд из "габаритного коридора" передним ходом в сторону, противоположную въезду в "габаритный коридор", остановка, начало движения задним ходом;

Занятие 4 ( практическое 2 часа)проезд перекрестка и железнодорожного переезда; развороты без применения и с применением заднего хода; начало движения задним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" задним ходом, остановка, начало движения передним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" передним ходом, остановка.

Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.

Тема1. Вождение по учебным маршрутам (12 часов)

Занятие 1 ( практическое 2 часа)Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории,

Занятие 2 ( практическое 2 часа)Движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки;

Занятие 3 ( практическое 2 часа)Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд,

Занятие 4 ( практическое 2 часа)Движение по мостам и путепроводам,

Занятие 5 ( практическое 2 часа)Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке,

Занятие 6 ( практическое 2 часа)Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции автошколы. И состоит из :

Текущей аттестации, целью которой  является выявление затруднений обучающихся и устранения пробелов в теоретической части обучения. Текущая аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося и ее корректировку.  Текущей аттестации подлежат обучающиеся по всем учебным программам. Формы текущей аттестации определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.  Письменные контрольные работы и другие виды текущего контроля        обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. («5» – 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок).

  • Промежуточная аттестация проводится  по завершении отдельных теоретических и практических этапов обучения. Промежуточная аттестация проводится за счет времени отводимого на теоретическое и практическое обучение. Порядок  проведения промежуточной аттестации по завершении отдельных этапов обучения отражены  в календарном учебном графике (ПА- промежуточная аттестация, КЗ – контрольные занятия).  Промежуточная аттестация заключается в самостоятельном выполнении учащимися теоретических и практических заданий, предусмотренных программой обучения. Цель, которую преследует промежуточная аттестация это - оценка качества и фактического уровня знаний, умений и практических навыков учащихся.  Формы проведения аттестации: тестирование,  зачет по билетам, выполнение письменного задания, выполнение испытательных упражнений на закрытой площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения.  При проведении промежуточной аттестации преподаватель,мастер производственного обучения вправе задать дополнительные вопросы в пределах учебной программы для выявления действительных знаний, умений и навыков аттестующихся обучающихся. Материалы, формы и сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются руководителем образовательного учреждения.
  • Итоговая аттестация проводится у группы обучающихся, прошедших полный курс обучения  в соответствии с программой обучения. Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.

<1> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "СЕ" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "СЕ";

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем образовательного учреждения.

Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "СЕ" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "СЕ" в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <1>.

<1> Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются автошколой в соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя  ОТ 13.08.2014 разработанное министерством образования и науки РФ,    на бумажных и (или) электронных носителях.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Расчет потребности вучебных кабинетов для теоретического обучения:

 

Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:

П=(Ргр * n) / (0,75 * Фпом)

где П - число необходимых помещений;

Ргр - расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;

n - общее число групп;

0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);

Фпом - фонд времени использования помещения в часах.

Вычисления по данной формуле производятся раз в год перед началом учебного года в соответствии с планом – заданием на новый учебный год и оформляется приказом начальника автошколы.

2. Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).

Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.

3. Учебные транспортные средства категории "СЕ

Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.

Учебные транспортные средства категории "CЕ" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного),

Относящихся к одной из категорий  О2,О3,О4 ( максимальная масса которых свыше 0,75 т. ,но не более 3,5т,свыше 3,5т,но не более 10т. И более 10т. Соответственно) зарегистрированными в установленном порядке

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

Nтс=(Е К) / (t 24,5 12) +1

где Nтс - количество автотранспортных средств;

T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство"

4.Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.

Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.

При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" <1>, что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.

Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) должен быть не более 100%.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.

Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров <1>.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Перечень учебного оборудования

Таблица 5

Наименование учебного оборудования

Единица измерения

Количество

Оборудование и технические средства обучения

 

 

Опорно-сцепное устройство

комплект

1

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

комплект

1

Мультимедийный проектор

комплект

1

Экран (монитор, электронная доска)

комплект

1

Магнитная доска со схемой населенного пункта <1>

комплект

1

Учебно-наглядные пособия <2>

 

 

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CE" как объектов управления

 

 

Классификация прицепов

шт.

1

Общее устройство прицепов категории О2, О3, О4

шт.

1

Виды подвесок, применяемых на прицепах

шт.

1

Устройство рабочей тормозной системы прицепа

шт.

1

Электрооборудование прицепа

шт.

1

Устройство узла сцепки и опорно-сцепного устройства

шт.

1

Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автопоезда

шт.

1

Основы управления транспортными средствами категории "CE"

 

 

Управление автопоездом при прохождении поворотов

шт.

1

Управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде

шт.

1

Маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве

шт.

1

Управление автопоездом при движении задним ходом

шт.

1

Перевозка грузов в прицепах различного назначения

шт.

1

Причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении

шт.

1

Причины возникновения заноса и сноса прицепа

шт.

1

Особенности управления автопоездом в горной местности

шт.

1

Типичные опасные ситуации

шт.

1

Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД

шт.

1

Информационные материалы

 

 

Информационный стенд

 

 

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"

шт.

1

Копия лицензии с соответствующим приложением

шт.

1

Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CE"

шт.

1

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CE", согласованная с Госавтоинспекцией

шт.

1

Федеральный закон "О защите прав потребителей"

шт.

1

Учебный план

шт.

1

Календарный учебный график (на каждую учебную группу)

шт.

1

Расписание занятий (на каждую учебную группу)

шт.

1

График учебного вождения (на каждую учебную группу)

шт.

1

Схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность

шт.

1

Книга жалоб и предложений

шт.

1

Адрес официального сайта в сети "Интернет"

 

 

<1> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.

<2> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические материалы представлены:

  • примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "СЕ", утвержденной в установленном порядке;
  • Рабочей программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "СЕ", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • методическими рекомендациями по организации образовательного процесса : Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ДОСААФ России». Утверждено постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России Протокол № 29 от 2 августа 2010 г.;
  • материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (билеты, тесты и т.п.) утвержденными начальником образовательного учреждения.
  • Учебными материалами :
  1. Грузовые автомобильные перевозки

Автор: М.Е.Майборода,В.В.Беднарский, Издательство: Феникс, 2008г., Серия: Учебник водителя Средне профессиональное образование

  1. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: Учебник водителя автотранспортных средств категорий А,В,С,Д,Е, (2-е изд., испр.) учебник

Издательство: Академия, 2008г., Серия: Учебник водителя

3.      Майборода О.В. Учебник водителя транспортных средств категорий "С", "D", "Е". Основы управления             автомобилем и безопасность движения. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004.

4 .    Жульнев Н.Я. Учебник водителя транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Правила дорожного движения. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004.

5 .    Смагин А.В. Учебник водителя транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Правовые основы деятельности водителя. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004.

 

6.  Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М. Учебник водителя транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Первая доврачебная медицинская помощь. М.: Изд-ва "Академия" и "За рулем", 2004.

 

  • 1 Сведения об организации
  • 2 Учебно - материальная база
  • 3 Автомобили
  • 4 Состав школы
  • 5 Реклама
  • 6 Новости
  • 7 Фотогалерея
  • 8 Отзывы о школе
  • 9 Выписки из протокола
  • 10 Положение об автошколе
  •  

    Copyright © 2014 Ефремовская автошкола

    8(48741)4-17-10; 4-14-62; 4-12-70;